На сегодняшний день экономическое неравенство среди отдельных групп населения является одним из самых серьезных препятствий для развития во всем мире, ведь оно имеет глубокие негативные последствия как для экономики, так и для общества в целом. Учитывая различные экономические и социальные кризисы, которые пережил Казахстан в последние годы, проблема неравенства в стране стоит как никогда остро. Это также подтверждается и заявлениями Главы государства, подчеркивающего, что разрыв между богатыми и бедными в РК достиг недопустимого уровня.
Наш анализ показывает, что около половины населения в Казахстане имеет среднемесячные доходы на душу населения ниже минимальной заработной платы, причем больше половины этих доходов расходуется на продукты питания. В то же время 10% наиболее богатых людей в стране владеют почти 60% всех активов домохозяйств, что ставит Казахстан по уровню имущественного неравенства в один ряд со странами Африки. Неравенство усугубляется и в разрезе регионов, где крупные города заметно опережают по уровню благосостоянию отдельные области. При этом женщины в Казахстане зарабатывают почти на четверть меньше мужчин.
Снижение такого расслоения между людьми в обществе требует комплексных мер со стороны государства и всех заинтересованных сторон для обеспечения баланса между экономическими и социальными аспектами развития.
ВВЕДЕНИЕ: ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В современном мире экономическое неравенство – понятие, включающее в себя сразу несколько различных категорий (неравенство доходов, неравенство богатства, неравенство возможностей) – считается одним из важнейших показателей для оценки экономического развития страны. Неравенство оказывает сильное воздействие на экономику, социальную структуру и политическую среду общества, ведь оно напрямую влияет на уровень жизни населения, социальное благополучие и справедливость, производительность труда. Поэтому сокращение экономического неравенства является важной задачей как для экономической, так и социальной политики государства.
Последствия экономического неравенства могут быть разнообразными и сказываться не только на покупательной способности населения. Неравенство может влиять на продолжительность жизни человека и его доступ к базовым услугам, таким как здравоохранение или образование. Оно может ограничивать права человека, например, в результате дискриминации, злоупотреблений и отсутствия доступа к системе правосудия. Высокий уровень неравенства препятствует расширению навыков, ограничивает экономическую и социальную мобильность, а также развитие человеческого потенциала и, как следствие, тормозит экономический рост страны. Неравенство также способствует укоренению чувства неопределенности, уязвимости и отсутствия безопасности, подрывает доверие к институтам и правительству, усиливает социальную рознь и напряженность, а также порождает бедность и конфликты.
Сокращение неравенства является одной из ключевых Целей устойчивого развития (ЦУР), которые Казахстан принял еще в 2015 году. Глава государства в своих выступлениях часто подчеркивает, что достижение ЦУР является национальным приоритетом для Казахстана. Тем не менее, вопросам экономического неравенства и, в частности, справедливому распределению доходов и богатства среди населения, до недавних пор не уделялось достаточного внимания ни в рамках различных государственных программ и стратегических документов, ни в рамках практических исследований. Проблема усугубляется все более растущим уровнем бедности в стране, реальное значение которого, по некоторым оценкам, может достигать 16%. При этом, как подчеркивалось выше, само по себе неравенство – это и есть источник и первопричина многих социально-экономических проблем, в том числе и бедности.
В целом международный опыт свидетельствует о том, что, несмотря на распространенное мнение, экономическое неравенство не является неизбежным и необратимым. Ввиду этого в Казахстане существует необходимость изучения феномена неравенства и методов борьбы с ним для достижения инклюзивного, справедливого и устойчивого роста экономики, который будет обеспечивать баланс между экономическими и социальными аспектами развития.
ОБЗОР НЕРАВЕНСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Неравенство доходов
Неравенство доходов представляет собой разницу в уровне денежных доходов между различными группами населения. Одним из популярных показателей для оценки неравенства доходов является коэффициент Джини – он устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов между численно равными группами от линии равномерного распределения. Значение коэффициента варьируется между 0 (абсолютное равенство) и 1 (абсолютное неравенство) – то есть, чем больше оно приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.
По итогам 2 квартала 2023 года коэффициент Джини в Казахстане составил 0.291. С начала 2000-х и до мирового финансового кризиса 2008–2009 годов (МФК) индикатор демонстрировал тенденцию к снижению, достигнув минимума в 2009 году – 0.267. В целом данный период в истории Казахстана сопровождался рекордными темпами роста экономики, что привело к значительному сокращению неравенства доходов. Однако этот рост не был качественным, а основывался на сырьевом экспорте и высоких ценах на нефть на то время. Последствия МФК привели к снижению доходов населения и обратному повышению коэффициента Джини в последующие несколько лет. После этого, несмотря на некоторые колебания, в целом коэффициент оставался относительно стабильным на протяжении последнего десятилетия (Рисунок 1). Ни новый обвал цен на сырье в 2014-2015 годах, ни пандемия COVID-19 не привели к существенному снижению или увеличению показателя.
Рисунок 1. Коэффициент Джини (2001-2022 гг.)
Источник: БНС
Необходимо отметить, что в международном сравнении коэффициент Джини по Казахстану является довольно низким и сопоставим со значениями развитых стран. Так, в 2021 году значение данного коэффициента приблизилось к уровню стран Северной Европы, которые во всем мире считаются примерами эгалитарных государств (Рисунок 2). Антилидерами в этом отношении являются страны Латинской Америки и Африки, где коэффициент Джини часто превышает 0.5.
На наш взгляд, такие низкие значения коэффициента Джини в Казахстане не свидетельствуют о решении проблемы неравенства доходов. Это объясняется скорее самим уровнем доходов в стране, который является очень низким по стандартам ОЭСР, поэтому различия между отдельными группами населения не столь выражены. Те же страны Северной Европы, имея доходы намного превышающие Казахстан, демонстрируют низкие показатели неравенства, что объясняется наличием различных систем по перераспределению доходов внутри этих стран. Кроме того, учитывая недостаточно репрезентативные данные по отдельным показателям рынка труда (уровень безработицы, существенные различия между средней и медианной зарплатой), а также исходя из международных сравнений, есть определенные сомнения насчет достоверности официальной статистики неравенства доходов в РК (см. подробнее ниже).
Рисунок 2. Коэффициент Джини в разных странах в 2021 году
Источник: БНС, ОЭСР
Другой значительной проблемой является концентрация доходов. Так, если разделить население на децильные группы по уровню доходов, то можно увидеть, что по итогам 2 квартала 2023 года на топ 10% населения с самыми высокими доходами в Казахстане приходилась почти четверть совокупных доходов, на топ 20% – около 40%, на топ 30% – чуть более половины. В то же время у 50% людей в нижней части распределения среднемесячные доходы на душу населения не превышали даже минимальный уровень заработной платы за 2023 год (70 000 тенге), а 90% имели среднедушевые доходы, не превышающие и 131 000 тенге в месяц (Таблица 1).
Таблица 1. Распределение доходов по децильным группам во 2 квартале 2023 года
Источник: БНС
На основе такого распределения населения можно определить различные показатели для оценки дифференциации доходов. Самые распространенные это: (i) коэффициент фондов, который измеряет соотношение между доходами 10% населения в верхней части распределения и 10% в нижней, а также (ii) коэффициент Пальма, представляющий собой соотношение между доходами 10% населения в верхней части распределения и 40% в нижней. По итогам 2 квартала 2023 года коэффициент фондов в Казахстане составил примерно 6.0, то есть доходы 10% людей с самыми высокими доходами в стране были почти в 6 раз выше доходов 10% с самыми низкими. За этот же период коэффициент Пальма составил 1.1, другими словами, доходы 10% людей с самыми высокими доходами в Казахстане были выше совокупных доходов 40% с самыми низкими.
За последние 20 лет значения обоих коэффициентов сократились примерно в полтора раза. Однако, как и в случае с коэффициентом Джини, особенно сильная тенденция к снижению наблюдалась до МФК, после чего показатели оставались примерно на том же уровне (Рисунок 3), что говорит о весьма устойчивом характере неравенства доходов в стране.
Рисунок 3. Коэффициенты фондов и Пальма (2001-2022 гг.)
Источник: БНС
В целом в международном сравнении коэффициент фондов в Казахстане почти в два раза выше значений стран Северной Европы, тогда как коэффициент Пальмы находится приблизительно на том же уровне (Рисунок 4). Таким образом, можно утверждать, что в Казахстане концентрация доходов является более глубокой и выраженной проблемой для людей из нижнего дециля. Антирекорды здесь также принадлежит странам Латинской Америки, где доходы 10% населения в верхней части распределения могут приблизительно в 10 и 3 раза превышать доходы 10% и 40% в нижней части распределения соответственно.
Рисунок 4. Коэффициенты фондов и Пальма в разных странах в 2021 году
Источник: БНС, ОЭСР
Как отмечалось выше, основной проблемой с доходами в Казахстане является их низкий уровень. Так, если сравнить чистый национальный доход (Net National Income) на душу населения, то в Казахстане он составляет около $6.6 тыс., тогда как в странах Северной Европы его значение существенно выше (Рисунок 5). Например, в Норвегии он составляет около $70 тыс. – разница с Казахстаном более чем в 10 раз при схожих показателях неравенства доходов. То же самое касается и соседних стран – уровень доходов в России, Китае или Турции заметно превышает значения Казахстана.
Рисунок 5. Чистый национальный доход на душу населения в разных странах в 2021 году
Источник: Всемирный Банк
Таким образом, на основе приведенного выше анализа можно утверждать, что сегодня ключевыми проблемами неравенства доходов в Казахстане являются низкий уровень самих доходов, а также их концентрация. Помимо этого, особое беспокойство вызывают доходы на душу населения в нижнем дециле, которые даже ниже уровня прожиточного минимума.
Неравенство богатства
Неравенство богатства также можно измерить с помощью коэффициента Джини. Но вместо доходов в этом случае используется степень отклонения распределения богатства (или стоимости активов) между отдельными группами населения от линии равномерного распределения. Его значение также варьируется между 0 и 1, где 1 – это абсолютное неравенство.
Таким образом, в 2022 году коэффициент Джини по богатству в Казахстане составил около 0.75. Интересно отметить, что исторически значение коэффициента всегда было высоким – больше 0.7 – и с начала 2000-х годов и до МФК только увеличивалось. То есть, в отличие от неравенства доходов, рост экономики Казахстана в этот период привел к увеличению разрыва между богатыми и бедными. Резкое падение в 2009 году объясняется не сокращением неравенства, а падением стоимости самих активов, принадлежащих наиболее обеспеченным группам. Хотя между 2010-2016 гг. произошло некоторое сокращение коэффициента, после этого он снова начал расти, и в последние годы почти вернулся к значениям 2010 года (Рисунок 6). Небольшой спад наблюдался и в 2020 году, что, как и в случае с МФК, объясняется влиянием пандемии COVID-19 на стоимость активов.
Рисунок 6. Коэффициент Джини по богатству (2001-2022 гг.)
Примечание: для расчетов используется чистая стоимость активов
Источник: World Inequality Database
В целом во всем мире неравенство богатства является более острой проблемой чем неравенство доходов, что отражается и на коэффициенте Джини по богатству. К примеру, в странах Северной Европы значение коэффициента также превышает 0.7, однако показатели Казахстана в этом случае немного хуже, но лучше, чем у соседних государств (Рисунок 7). При этом самые худшие показатели наблюдаются в странах Африки и в некоторых островных государствах, в которых значение коэффициента Джини по богатству может достигать 0.9, то есть практически полного неравенства. Здесь важно отметить, что, как и в случае с доходами, проблема в Казахстане усугубляется низким уровнем благосостояния населения.
Рисунок 7. Коэффициент Джини по богатству в разных странах в 2022 году
Примечание: для расчетов используется чистая стоимость активов
Источник: World Inequality Database
Для того, чтобы увидеть более широкую картину неравенства богатства и его концентрацию, можно использовать относительные доли населения в общих активах домохозяйств. Так, в 2022 году на 10% наиболее богатых людей в Казахстане приходилось более 60% совокупных активов, тогда как на топ 1% – около 30%. При этом исторически эти доли всегда были высокими и за последние 20 лет только выросли. Как и в случае с коэффициентом Джини, во время кризисов – МФК или пандемия COVID-19 – эти доли сокращались из-за снижения стоимости активов, а в остальное время они либо увеличивались (до 2010 года), либо были стабильными (после 2010 года) (Рисунок 8). Последнее также указывает на стойкую природу неравенства богатства в стране.
Рисунок 8. Доля населения в общих активах домохозяйств (2001-2022 гг.)
Примечание: для расчетов используется чистая стоимость активов
Источник: World Inequality Database
Если провести международное сравнение, то в 2022 году в ряде государств Северной Европы, за исключением Швеции, на долю богатейшего 1% населения приходилось около пятой части всех активов, тогда как в Казахстане – чуть меньше трети. В то же время в этих же странах на долю 10% населения в верхней части распределения богатства приходилось половина активов домохозяйств, а в Казахстане – более 60% (Рисунок 9). По данным показателям Казахстан находится примерно на тех же уровнях, что и страны Африки.
Рисунок 9. Доля населения в общих активах домохозяйств в разных странах в 2022 году
Примечание: для расчетов используется чистая стоимость активов
Источник: World Inequality Database
В 2021 году средняя стоимость активов на одного взрослого человека в Казахстане составила около $30 тыс. (без учета доходов по ППС). В целом уровень богатства населения за последние 20 лет значительно увеличился. Однако этот, казалось бы, положительный рост произошел в основном за счет населения, находящегося в верхней части распределения богатства, улучшив средние показатели, в то время как доля нижней половины населения исторически не достигала даже 5% и только снизилась с начала 2000-х годов (Рисунок 10).
Рисунок 10. Уровень богатства населения (2001-2021 гг.)
Примечание: для расчетов используется чистая стоимость активов
Источник: World Inequality Database
Как подчеркивалось выше, как и в случае с показателями доходов, уровень богатства населения существенно отстает от развитых стран. Например, в Норвегии, которая также является крупным экспортером нефти и газа, активы на одного взрослого человека в среднем составляют около $690 тыс., тогда как в Казахстане данный показатель ниже в 23 раза. Страна отстает от уровня Дании в 7 раз, Финляндии – в 10 раз, Швеции – в 13 раз (Рисунок 11). При этом в этих же странах даже при таком высоком уровне богатства показатели неравенства ниже.
Рисунок 11. Средняя стоимость активов на одного взрослого в разных странах в 2021 году
Примечание: для расчетов используется чистая стоимость активов
Источник: World Inequality Database
Исходя из вышеизложенного, можно подытожить, что неравенство богатства в Казахстане является системной проблемой. Самые богатые 10% людей владеют почти 60% активами в стране, в то время как сам уровень богатства значительно отстает от развитых стран. Кроме того, неравенство остается устойчивым на протяжении последнего десятилетия, сокращаясь только в периоды экономических кризисов, а затем снова возвращаясь к прежним высоким уровням.
Неравенство возможностей
Неравенство может принимать различные формы. Особое внимание уделяется его денежной оценке, которая, как мы привели выше, измеряет неравенство доходов или богатства. Однако неравенство также можно понимать и в более широком смысле, как результат неравного доступа к возможностям для работы, образования, здравоохранения, активов и социальной мобильности. Данный вид неравенства называется неравенством возможностей. Существуют различные подходы к оценке неравенства возможностей, однако, учитывая имеющиеся данные, в этой секции мы будем ограничиваться только оценкой регионального неравенства, то есть неравенства, возникающего в зависимости от того, где живет человек.
В целом в Казахстане, как и во всех других странах, присутствует неравенство возможностей между различными регионами. Одним из показателей для измерения такого рода неравенства, как прежде, является коэффициент Джини по доходам. Таким образом, по результатам 2 квартала 2023 года наивысшие значения коэффициента Джини наблюдались в Восточно-Казахстанской, Улытауской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, где его уровень превышал 0.3. За ними следуют Алматы и Астана, а также Карагандинская и Абайская области. В то же время наименьшие показатели наблюдались на западе страны – Мангистауской и Атырауской области, что, вероятно, связано с высоким уровнем доходов в этих нефтедобывающих регионах. Стоит отметить, что коэффициент Джини был низким в городе Шымкент, хотя он, наряду с другими, также является крупным мегаполисом страны (Рисунок 12).
Рисунок 12. Коэффициент Джини в различных регионах во 2 квартале 2023 года
Источник: БНС
Однако, как отмечалось выше, неравенство возможностей не ограничивается лишь экономическими различиями в доходах или богатстве, оно гораздо шире и включает различия в доступе к базовым социальным услугам и возможностям, а также в восприятии этих возможностей. Одной из последних работ на эту тему является исследование АБР, в рамках которого в 2022 году был проведен опрос среди домохозяйств РК в различных регионах для оценки их уровня благосостояния.
Уровень благосостояния измерялся по трем компонентам: (i) субъективная оценка благосостояния (удовлетворенность жизнью), (ii) материальные условия (уровень доходов, работа, жилищные условия) и (iii) качество жизни (социальный капитал, гражданское общество и государственное управление, инфраструктура, социальные связи, здоровье и образование, окружающая среда, личная безопасность). К этому добавились некоторые макро-индикаторы, в результате чего АБР рассчитал региональный индекс благосостояния. Данный индекс позволяет получить более расширенную картину о масштабах неравенства возможностей по регионам Казахстана.
Как показывает Таблица 2, лидерами по индексу благосостояния являются Северо-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская области и столица. За ними следуют крупные города Алматы и Шымкент, Карагандинская и Мангистауская области, где показатели выше среднего по стране. Жамбылская, Павлодарская, Кызылординская области находятся в нижней части распределения, демонстрируя самый низкий уровень благосостояния в стране. Таким образом, высокие показатели благосостояния преимущественно наблюдаются в северных, западных регионах и в городах республиканского значения, тогда как южные и восточные регионы демонстрируют худшую картину.
Если сравнить показатели по отдельным компонентам (Таблица 3), то в плане материальных условий лидерами являются Карагандинская, Кызылординская и Атырауская области, а также город Астана. Туркестанская, Павлодарская, Жамбылская и Восточно-Казахстанская области показывают самые худшие результаты, что свидетельствует как о низкой удовлетворенности финансовым положением, так и о низком уровне доходов в этих регионах.
Таблица 2. Региональный индекс благосостояния
Примечание: Улытауская, Абайская и Жетысуская области не включены в индекс; показатели ВРП на душу населения за 2022 год
Источник: АБР, БНС
В части качества жизни, как и в агрегированном индексе, лидируют северные и западные регионы: Северо-Казахстанская, Актюбинская, Атырауская области и столица республики. Следует отметить, что некоторые регионы хоть и демонстрируют отличные показатели по материальным условиям, но по качеству жизни уступают среднестрановым значениям, и наоборот. Например, Карагандинская область возглавляет рейтинг по материальным условиям, но занимает лишь 13-е место по качеству жизни. И, напротив, Восточно-Казахстанская область находится на предпоследнем 16-м месте по материальным условиям, но 7-м по качеству жизни, если принять во внимание различные факторы, как гражданская активность и образование.
Таблица 3. Региональный индекс благосостояния по компонентам
Примечание: Улытауская, Абайская и Жетысуская области не включены в индекс
Источник: АБР
С точки зрения субъективного благосостояния (удовлетворенность жизнью) лидирует город Алматы, за ним далее следуют Атырауская, Алматинская, Карагандинская области и город Шымкент. В анти-лидерах Павлодарская, Жамбылская и Кызылординская области. Интересно отметить, что столица оказалась в нижней половине рейтинга по субъективному благосостоянию, показав результаты ниже среднего, хотя и была в первой четверке по двум другим категориям.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в стране существует неравенство в возможностях и благосостоянии между различными регионами. В особенности это касается южных и восточных областей, которые продемонстрировали наихудшие результаты по всем компонентам, в то время как северные и западные регионы лидируют. Ситуация требует усиления действующей региональной политики государства как на центральном, так и местном уровнях с целью сокращения неравенства в уровне жизни между регионами.
Другие виды неравенства
Среди остальных видов неравенства особо можно отметить неравенство потребления и неравенство в оплате труда (или гендерный разрыв в оплате труда). В целом неравенство потребления является более прямолинейной альтернативой неравенству доходов или богатства, поскольку потребление – основная функция полезности. Разница между доходом и потреблением может оказать существенное влияние на восприятие уровня неравенства, если распределение потребления более равномерное, чем распределение доходов, или если его эволюция с течением времени являлась более плавной, чем распределение доходов.
Результаты экономических исследований свидетельствуют в пользу того, что чем богаче становится домохозяйство, тем более диверсифицированным становится его потребление, и тем меньше доля, расходуемая на покупку продуктов питания. В Казахстане, однако, эта доля не только не снижается, но и растет. Так, по итогам 3 квартала 2023 года продукты питания занимали чуть более половины всех расходов домохозяйств, тогда как непродовольственные товары – менее четверти. С 2015 по 2022 гг. доля расходов на продовольственные товары лишь увеличилась (Рисунок 13), заметно превышая средние значения в развитых и даже в некоторых развивающихся странах. Основными негативными факторами, повлиявшими на ухудшение структуры потребления, на наш взгляд, являются снижение реальных доходов населения и высокая инфляция.
Рисунок 13. Структура денежных расходов домашних хозяйств (2015-2022 гг.)
Примечание: прочие расходы включают оплату налогов
Источник: БНС
Если сравнить расходы домохозяйств по децильным группам, то можно увидеть, что по результатам 3 квартала 2023 года у 10% населения с самыми низкими доходами доля расходов на продукты питания составила 61%, тогда как у 10% с самыми высокими – только 44%. Более того, в сельской местности данные показатели еще выше – 66% и 48% против 57% и 43% в городе соответственно. Таким образом, неравенство потребления существует не только между людьми с разным уровнем доходов, но и усугубляется для людей в сельских районах. Интересно отметить, что наличие детей по-разному влияет на структуру потребления в разных децильных группах. Так, для 10% населения, находящихся в нижней части распределения доходов, наличие детей до 16 лет увеличивает долю расходов на продовольственные товары до 63%, а для 10% в верхней части – снижает до 39%.
Что касается гендерного разрыва в оплате труда, то есть разницы между средней заработной платой мужчин и женщин в стране, для Казахстана это остается актуальной проблемой, поскольку данный показатель, составивший в 2022 году 25%, у нас традиционно выше, чем средний уровень в мире (около 17%). Негативные последствия этой разницы кроются далеко не в отсутствии справедливости между мужчинами и женщинами в равенстве их прав, а являются довольно осязаемыми – экономика недополучает доходы и теряет часть своего потенциального роста. Было установлено, что в связи с продолжающейся дискриминацией женщин по оплате труда мировая экономика теряет $7 трлн, или 7% роста. При этом почти в половине всех домохозяйств Казахстана главами являются женщины. Следовательно, гендерная разница в оплате труда прямым образом сказывается на недополучении этой половиной значительной части своего дохода.
Подробный анализ данного типа неравенства и рекомендации по борьбе с ним можно найти в нашем отчете о гендерных стереотипах и неравенстве в Казахстане.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА
1. Переход к прогрессивной шкале налогооблажения
В целом во всем мире главным способом борьбы с экономическим неравенством является внедрение прогрессивной шкалы налогооблажения. Ранее в Казахстане также действовал подобный механизм. Так, до 2007 года в стране применялась четырехступенчатая прогрессивная шкала налогообложения индивидуального подоходного налога (ИПН) с налоговыми ставками от 5% до 20%. Однако в 2007 году произошёл переход от прогрессивной шкалы к «плоской» ставке в 10%.
В сентябре 2023 года правительство сделало ряд предложений по изменениям в Налоговый Кодекс, в которых, среди прочего, обсуждалась возможность возврата к прогрессивной шкале по ИПН. При этом размер ставок и ее пороги на тот момент не обсуждались. Но уже в ноябре 2023 года власти начали представлять инициированную ими же реформу как заведомо неудачную и в итоге возврат к прогрессивной шкале был пока отложен. Основной контраргумент против прогрессивной шкалы касался потенциального роста теневой экономики, который может спровоцировать появление нескольких ступеней ИПН.
Как мы ранее писали, на наш взгляд, переход от прогрессивной шкалы к плоской, осуществлённый в 2007 году, был ошибкой. Согласно лучшей международной практике, именно прогрессивная шкала индивидуального налогообложения позволяет сформировать более благоприятную социально-экономическую систему по справедливому перераспределению доходов в обществе. Также такой возврат к прогрессивной шкале, вероятно, позволил бы увеличить ненефтяные доходы бюджета, низкий уровень которых стал очень серьезной проблемой в Казахстане.
ОЭСР также рекомендует вернуться к прогрессивной шкале ИПН, однако с одним важным условием. Как отмечает ОЭСР, Казахстану следует перейти на прогрессивную систему ИПН для поддержания справедливости и увеличения доходов в среднесрочной перспективе, но не раньше, чем будут устранены определенные риски и проблемы, включая внедрение системы всеобщего налогового декларирования доходов и расходов. При этом внедрение прогрессивной шкалы ИПН должно быть подкреплено строгими эмпирическими данными, включая разработку симуляционных моделей ИПН с использованием данных из индивидуальных налоговых деклараций.
Таким образом, мы считаем, что в Казахстане надо вернуть прогрессивную шкалу по ИПН, однако мы также полностью разделяем мнение ОЭСР, что такую шкалу нельзя внедрять до полноценного и успешного внедрения всеобщего налогового декларирования доходов и расходов физических лиц, которое планируется завершить в 2025 году.
2. Снижение регионального неравенства и создание новой пространственной экономики
Решение проблемы регионального неравенства требует согласованных государственных усилий с учетом потребностей отдельных регионов. Содействие процессам догоняющего развития для менее развитых регионов в Казахстане поможет правительству достичь более амбициозных социально-экономических целей, поскольку все регионы смогут внести свой вклад в экономическое развитие страны. В то же время при разработке планов развития важно выйти за рамки чисто экономических показателей, таких как доход или уровень богатства, но также принять во внимание альтернативные способы измерения неравенства, которые могут служить основой для мер политики, направленных на его устранение в долгосрочной перспективе.
Кроме того, необходимо переосмысление пространственной экономики для лучшего взаимодействия людей и сообществ в городах и сельских поселениях. Важно пересмотреть и переориентировать текущую государственную политику с учетом опыта провалов, вызванных кризисами последних лет в существующих цепочках поставок (продовольственный, медицинский и другие секторы), а также платформы для социального взаимодействия, подчеркивая необходимость более совершенного виртуального пространства и цифровых технологий, которые расширяют возможности подключения и улучшают способность людей выполнять работу из удаленных мест. Принимая во внимание малую численность населения и внутренний рынок Казахстана, акцент на виртуальные решения расширит горизонты предоставляемых работ и услуг, что даст возможность повысить доходы и уровень жизни граждан, особенно в отдаленных регионах.
3. Улучшение статистики по экономическому неравенству
Отсутствие достаточного количества данных препятствует разработке эффективной политики по сокращению неравенства и мониторингу ее результатов. Доступ общественности к качественной статистике о распределении доходов и богатства является важной предпосылкой для проведения информированных дискуссий по вопросам экономического неравенства. В Казахстане, к сожалению, в этом плане все еще отсутствуют надежные и прозрачные данные.
Так, по индексу прозрачности неравенства (Inequality Transparency Index), разработанного ООН вместе с рядом партнеров для оценки качества данных о распределении доходов и богатства, Казахстану присвоено 3 балла из 20. Для сравнения, в Норвегии этот индекс составляет 17.5. Текущая статистика по неравенству доходов в Казахстане является весьма сомнительной, ведь она основана на результатах опросов, в то время как по неравенству богатства статистика вообще не ведется. Единственным источником информации по неравенству богатства являются сторонние источники. Кроме того, существуют проблемы со статистикой и других видов неравенства, включая гендерный и региональный аспекты.
Рисунок 14. Сравнение коэффициентов Джини по доходам и богатству в различных странах в 2021 году
Источник: БНС, ОЭСР, World Inequality Database
В статистике по Казахстану есть парадокс: при относительно низких показателях неравенства доходов, сравнимые с развитыми странами, уровень неравенства богатства в РК близок к значениям стран Африки и Латинской Америки, что ставит под сомнение официальную статистику БНС по неравенству доходов.
В таких условиях существует безотлагательная необходимость в совершенствовании официальной статистической информации и повышении прозрачности данных касательно уровня неравенства. Традиционные источники данных, подобные опросам домохозяйств, к примеру, могут дополняться административными и налоговыми данными, как это принято в развитых странах. Это позволит заполнить давно существующие пробелы в знаниях и увидеть более полную и объективную картину экономического неравенства в стране. Также важно внедрить и постоянно мониторить индикаторы более высокого качества, охватывающие различные виды неравенства, чтобы все стороны процесса – правительство, общественность, международные институты, организации гражданского общества – могли напрямую измерять прогресс в сокращении неравенства.
4. Достижение Казахстаном ЦУР через сокращение неравенства
В 2015 году мировые лидеры приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (The 2030 Agenda for Sustainable Development), в которую включены 17 целей по построению более мирных, справедливых и устойчивых обществ.
Как отмечалось выше, Казахстан также принял эти цели в 2015 году, а в последние годы Глава государства не раз подчеркивал, что достижение ЦУР является национальным приоритетом для страны. Однако на сегодняшний день достигнута только 1 цель из 17, тогда как наблюдаются серьезные проблемы по исполнению остальных, в том числе Цели 10, направленной на сокращение неравенства и, в частности, уменьшение неравенства возможностей, доходов и богатства.
Эта цель содержит детальные направления, способные привести к сокращению неравенства через: (1) поддержку роста доходов наименее обеспеченных 40% населения на уровне, превышающем средний по стране; (2) поощрение активного участия всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их положения или принадлежности; (3) обеспечение равенства возможностей и уменьшение неравенства результатов, включая путем отмены дискриминационных законов, политики и практики; (4) принятие надлежащей налогово-бюджетной политики, а также политики в области заработной платы и социальной защиты для обеспечения большего равенства. На наш взгляд, государству следует привлечь дополнительные ресурсы на выполнение вышеуказанных задач.
Однако, следует отметить, что универсального подхода по борьбе с экономическим неравенством не существует. Для ликвидации неравенства во всех ее формах и проявлениях важное значение будут иметь повышение степени осведомленности населения и властей об экономическом неравенстве, расстановка правильных приоритетов в государственной политике для уменьшения неравенства возможностей, переориентация текущей налогово-бюджетной и финансовой систем для сокращения неравенства доходов и богатства, а также использование новых технологий и их возможностей для повышения доходов и уровня жизни граждан в отдаленных районах.
Cанжар Калдаров – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.