АЗРК может усилить контроль за деятельностью госсектора в контексте ограничения конкуренции

Скачать

13 февраля был опубликован проект Указа Президента РК, который предусматривает расширение функций Агентства по защите и развитию конкуренции через внесение изменений в Положение об Агентстве. В первую очередь изменения коснутся возможности Агентством проводить анализ нормативных актов, в том числе законов, на наличие ограничения или устранения конкуренции. Также АЗРК может получить возможность разрабатывать и утверждать правила формирования видов деятельности для государственных и квазигосударственных предприятий. Еще одним очень важным нововведением может стать разработка правил мониторинга Агентством для тех государственных органов, которые являются операторами государственных программ. Таким образом, в случае принятия новых полномочий АЗРК, надзор конкурентного ведомства за государственным сектором во избежание искажений конкуренции может существенно усилиться. 

Первое изменение, указанное в проекте, касается возможности Агентством проводить анализ нормативных актов, в том числе законов, на наличие в них положений, «которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции». На данный момент существует инструмент по определению воздействия регулирования на конкурентную среду и экономику новых вводимых нормативных актов – в августе 2023 года разработаны и утверждены Правила проведения оценки воздействия на конкуренцию, которые спроектированы АЗРК в соответствии с рекомендациями ОЭСР. Они являются частью масштабного анализа регуляторного воздействия, проводимого Министерством национальной экономики в соответствии в Предпринимательским Кодексом РК.

Однако данные правила не относятся к анализу текущих действующих нормативных актов, и нововведение, указанное в упомянутом проекте, как раз касается ex-post выявления регуляторных барьеров. Такое изменение кажется нам довольно обоснованным – в то время как оценить, насколько новый законопроект исказит конкуренцию довольно сложно, поскольку результат может быть непредсказуем и зависит от множества факторов в реальном времени, которые непросто спрогнозировать, то действующие НПА уже оставили «след» и эффекты, которые можно оценить. Действительно, нормативных актов, уже ограничивающих конкуренцию, существует немало. Например, в ходе 2-го этапа ревизии нормативных барьеров в 2020 году было выявлено более 50 законодательных актов, наделяющих отдельных субъектов предпринимательства исключительными правами   – до сих пор существует институт единых операторов и других субъектов, наделенных государством специальными правами. Такой анализ Агентство планирует проводить во время плановых анализов рынков АЗРК и далее уведомлять государственные органы о найденных несоответствиях. Однако очевидно, что для того, чтобы эти полномочия действительно обрели силу и чтобы «застолбить» и обеспечить новые права Агентства, нужны релевантные изменения и в Предпринимательском Кодексе. 

Второй пункт дополнений, дающих АЗРК новые полномочия – это самостоятельная «разработка и утверждение правил формирования перечня видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами», которые фактически определяют виды деятельности, которыми можно заниматься государственным и квазигосударственным предприятиям. На текущий момент эти полномочия осуществляются правительством РК. Очевидно, что их передача в АЗРК может существенно сократить виды деятельности, осуществляемые государственным и квазигосударственным секторами, которые могут и должны быть переданы в конкурентную среду. Мы не раз упоминали, что в Казахстане отсутствует полноценная политика, которая бы давала обоснование участия государства в экономике и владения теми или иными активами. Такая политика, которая может быть сформирована на основе рекомендаций ОЭСР, должна объяснять принципы и подходы по государственному вмешательству в экономику, стратегические интересы государства в экономике, роль государства при управлении государственными предприятиями и невозможность передать определенный рынок в конкурентную среду. Этот документ мог бы стать основным руководством для Агентства при формировании допустимых видов деятельности для гос- и квазигоссектора. 

Кроме того, в проекте Указа упоминаются конгломераты, о потенциальном ограничивающем действии на конкуренцию которых не раз упоминал Глава государства. Новшества позволят АЗРК осуществлять анализ и мониторинг деятельности конгломератов. Также АЗРК, возможно, будет вести государственный реестр конгломератов. 

Завершающим возможные изменения стал пункт, предусматривающий разработку и утверждение «правил проведения мониторинга деятельности лиц, оказывающих меры государственной поддержки и согласования антимонопольным органом проектов нормативных правовых актов, предусматривающих введение новых мер государственной поддержки частного предпринимательства и (или) определяющих порядок оказания мер государственной поддержки частного предпринимательства». Другими словами, Агентство сможет проводить проверку операторов государственных программ поддержки – вероятно, речь в основном идет о финансовых институтах развития. Также с АЗРК необходимо будет согласовывать новые меры поддержки частного предпринимательства. При эффективном внедрении и надлежащем уровне анализа подобных программ, такая функция Агентства может привести к тому, что большинство программ государственной поддержки частного сектора не будет согласовано, поскольку их дизайн во многом основан на нерыночных подходах, искажающих цены. Сюда, например, можно отнести льготное кредитование через субсидирование ставки по кредитам для бизнеса, которое, по нашим оценкам, составляет около 40% всего корпоративного кредитования и является одной из причин его драматического снижения в течение последних 10 лет. При этом, не все могут получить «дешевые» деньги, бенефициарами становятся определенные игроки, которые получают несправедливое конкурентное преимущество. Поэтому подобные полномочия Агентства могут стать дополнительным фильтром, который будет тормозить введение мер поддержки, носящих нерыночный характер.     

Стоит отметить, что практически все эти новшества касаются взаимодействия Агентства – государственного органа – с другими государственными или квазигосударственными органами и предприятиями. На наш взгляд, это весьма позитивная динамика, поскольку учитывая специфику нашей экономики с большим присутствием государства, очень важно адвокатирование и обоснование необходимости защиты и развития конкуренции именно среди государственных органов. Процессы и закономерности, которые выстраивались в развитых странах не одно столетие, в переходных экономиках, как наша, начали внедряться несколько десятилетий назад, и потому государственные органы, пришедшие на смену центральным плановикам, являются еще незрелыми и не всегда их деятельность является показательной с точки зрения применения рыночных подходов. Более того, зачастую в таких транзитных экономиках наблюдается излишнее присутствие государства в экономике, большая доля активов государства даже в секторах, которые традиционно считаются частными. Искажения в рынках, которые приносит своим вмешательством государство, являются основной причиной того, почему конкурентному ведомству Казахстана особенно важно проводить надзор деятельности государственного сектора на предмет выявления антиконкурентных действий и подходов.

Мадина Кабжалялова – Аналитический центр
При использовании материала из данной публикации ссылка на первоисточник обязательна.
 

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Темирханов Мурат Рахжанович
Советник председателя Правления
Санжар Қалдаров
Макроэкономика
Мадина Кабжалялова
Глава Аналитического центра
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на открытие брокерского счета
Написать сообщение
Заявка на открытие брокерского счета
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
Войти в личный кабинет
Для просмотра публикации требуется регистрация на сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.
EngҚазРус