Доля МСБ в экономике Казахстана достигает 26% от ВВП, повысившись с 21% от ВВП в 2010 году. По мировым меркам данный показатель находится на низком уровне, так как в странах ОЭСР МСБ формирует более половины ВВП страны. При этом в Казахстане сектор МСБ обеспечивает занятость 3,1 млн человек, что составляет 37% от общего числа занятого населения.
Качество статистики по МСБ находится на невысоком уровне, имеются противоречия на макроуровне, ограничены возможности межстрановых сопоставлений.
Смена критериев классификации МСБ по размеру предприятия в 2014 году значительно усложнила анализ динамики доли МСБ в ВВП, при этом мы отмечаем значительное снижение численности представителей среднего бизнеса. Как отмечают сами госорганы, пробелы в законодательстве приводят к дроблению, а не к укрупнению бизнеса.
Сокращающаяся доля средних предприятий в экономике, на наш взгляд, должна вызывать тревогу, так как данные предприятия в существенной мере представлены в обрабатывающей промышленности и могли бы способствовать модернизации экономики и служить источником качественной занятости.
В условиях отсутствия возможности альтернативного трудоустройства, индивидуальное предпринимательство выступает как вынужденное предпринимательство, которое является низкоэффективным и направлено в первую очередь на обеспечение личных источников дохода. На селе, где меньше возможностей трудоустройства по найму, доля доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности в два раза выше чем в городе – 16%, против 8%.
Число малых и средних предприятий (без ИП и КФХ) на 1 000 жителей в Казахстане равно 12 и близко к их количеству в России, но серьезно отстает от показателя развивающихся и развитых стран, где данный показатель составляет 30 предприятий и выше.
Сектор услуг для МСБ является доминирующей сферой деятельности с долей в 75% от всего выпуска товаров и услуг, в то же время, данный сектор отличается низкой продуктивностью и, соответственно, невысокими доходами. К примеру, в целом по экономике производительность труда в сфере услуг в последние три года непрерывно падает.
Малые предприятия выделяются высокой инвестиционной активностью, их инвестиции сопоставимы по размеру с инвестициями крупных предприятий, которые равны 8% от ВВП и значительно выше инвестиций средних предприятий, которые соответствуют только 1% от ВВП. С учетом того, что основная часть инвестиций крупных компаний ориентирована на сырьевой сектор, а малый бизнес преимущественно вкладывает в недвижимость, общее качество инвестиций в несырьевую экономику слабое.
МСБ является основным заемщиком банков с долей в примерно 80% в кредитном бизнес портфеле, однако данный результат связан с меньшей зависимостью крупного бизнеса от банковских кредитов и с их возможностями привлечения долевого и долгового финансирования на внешних и внутреннем рынках.
Несмотря на субсидирование номинальных процентных ставок для бизнеса государством, возможности предпринимателей по привлечению займов из-за высоких ставок были ограниченными. В сравнении с другими странами, номинальные ставки в Казахстане находились на высоком уровне и составляли 14% в 2017 году, реальная ставка по кредитам для бизнеса с учетом инфляции была выше 6%, что было ниже аналогичной ставки в России, но в два раза выше чем на Украине, в Узбекистане и в Китае.
Сектор МСБ низкоэффективен и неконкурентен – производительность труда в МСБ на одного работника на 30% ниже от среднего уровня в экономике. Низкая производительность труда в МСБ в значительной мере объясняется включением в статистику индивидуальных предпринимателей, на которых вместе с работниками крестьянских и фермерских хозяйств приходится почти половина всех занятых в МСБ, тогда как они в сущности являются самозанятыми.
Поддержка МСБ государством охватывает лишь незначительную часть бизнеса, что ставит предпринимателей в неравные конкурентные условия. Высокая доля теневой экономики может указывать на неудовлетворительный бизнес климат в стране. При этом темпы роста МСБ лишь незначительно опережают рост экономики, что может говорить о слабой эффективности мер государства по развитию сектора частного бизнеса, а наличие господдержки лишь консервирует низкопроизводительную деятельность бизнеса.
Слабое развитие малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, является отражением системных проблем экономики: перекос в сторону сырьевого сектора, высокая доля государства в экономике и распространенность коррупции, не в полной мере сформировавшаяся рыночная бизнес среда, слабая активность самого бизнеса вследствие регуляторной нагрузки и теневой экономики, ограниченный доступ бизнеса к доступным кредитам, невысокие доходы населения. Также, не все меры господдержки МСБ являются эффективными ввиду нарушения рыночных принципов. Данные проблемы, по нашему мнению, не дают малому и среднему бизнесу в полной мере реализовать свой потенциал и выступить в роли драйвера экономики, вследствие чего есть большие сомнения в достижимости озвученных целей государства по доведению доли МСБ в экономике до 35% и 50% соответственно в 2025 и 2050 годах.
На наш взгляд, решение вышеперечисленных проблем посредством цифровизации, большей открытости экономики, роста урбанизации в сочетании с технологическим развитием, будет способствовать увеличению доходов населения и развитию МСБ. Бизнес в свою очередь должен повышать свою эффективность, конкурировать за деньги потребителей, а не надеяться на субсидии государства.