Обзор государственного бюджета Казахстана за 9М2019 года

Скачать

На фоне усиления экономического роста, налоговые поступления демонстрируют высокий темп роста на уровне выше +15% г/г. В свою очередь расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 17% г/г. При этом менее 30% затрат госбюджета было инвестировано в экономическое развитие страны, тогда как львиная доля расходов была направлена на финансирование текущего потребления. Значительные ассигнования бюджетных средств на непроизводительные сферы в конечном счете окажут лишь кратковременное влияние на рост экономики.

Цены на нефть марки Брент в отчетном периоде были почти на $10 или на 11% ниже уровня прошлого года. За первые девять месяцев рост ВВП Казахстана находился не ниже 4% (исключая +2,9%г/г в январе). При этом в апреле рост экономики ускорялся до 4,6% г/г, а в июле-августе держался у отметки в 4,8% г/г.
В текущем году в результате реализации мер по повышению благосостояния населения затраты госбюджета увеличились сразу на Т2,4 трлн, что эквивалентно примерно 3,5% от ВВП. Принятые меры положительным образом сказались на стимулировании деловой активности и были направлены на общеэкономические цели, а не на спасение отдельных банков, как это было ранее. Вследствие расширения затратной части госбюджета, темпы роста расходов за первые три квартала этого года были примерно в два раза выше аналогичного уровня прошлого года и превысили 17% г/г.

Тенге в течение всего периода гибко подстраивался под ситуацию на нефтяном рынке, следуя за котировками на углеводороды. Таким образом, ослабление тенге компенсировало не только падение цен, но и сокращение объемов добычи нефти в Казахстане, помогая сгладить давление на госфинансы.

Наше мнение

Рост экономики Казахстана в третьем квартале ускорился до 4,6% г/г с 4,4% г/г во втором квартале, что было достигнуто за счет меньшего сокращения объемов добычи нефти во время проведения технических работ чем ожидалось ранее, высокого уровня бюджетных расходов и инвестиций. Ухудшение внешней конъюнктуры, выразившееся в падении нефтяных цен более чем на 10%, было автоматически компенсировано соответствующим обесценением тенге, которое положительно отразилось на доходной части бюджета. На фоне усиления экономического роста, налоговые поступления также демонстрируют высокий темп – на уровне выше +15% г/г. В свою очередь расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 17% г/г. При этом менее 30% затрат госбюджета за 9 месяцев этого года было инвестировано в экономическое развитие страны, тогда как львиная доля расходов была направлена на финансирование текущего потребления государства и частного сектора в виде затрат на оборону, государственные услуги, повышение зарплат, социальное обеспечение. Значительные ассигнования бюджетных средств на непроизводительные сферы в конечном счете окажут лишь кратковременное влияние на рост экономики, в то время как более продолжительный негативный эффект будет находить отражение в увеличении расходов на обслуживание увеличившегося госдолга. К примеру, если в 2010-2013 годах расходы на обслуживание долга были на уровне менее 0,5% от ВВП ежегодно, то с 2016 года они в среднем равняются 1% от ВВП, т.е. остро стоит вопрос необходимости повышения экономической отдачи от расширяющихся расходов государственного бюджета, что происходит на фоне поступательного сокращении резервов Нацфонда до менее 40% от ВВП с 63% от ВВП в 2015 году.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Асан Курманбеков
Макроэкономика
Дмитрий Шейкин
Макроэкономика
Станислав Чуев
Директор Департамента
Жансая Кантаева
Долговые инструменты
Заявка на открытие брокерского счета
Откликнуться
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
EngҚазРус