Ваш Партнер
на рынке капитала!

Транспортная отрасль Казахстана

Скачать

Наиболее существенными межотраслевыми программами, направленными на реализацию транспортно-транзитного потенциала Казахстана, являются Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, которой предшествовали Программа развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан на 2004-2006 гг. и Программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы. На текущий момент реализуется Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2015-2019 гг. В рамках государственных программ по развитию транспортно-транзитного потенциала было направленно порядка Т7,930 млрд. В рамках программы «Нурлы Жол» предполагалось финансирование в размере Т7,676 млрд. Согласно заявлению министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, в текущем году будет разработана и представлена концепция программы «Нурлы Жол» до 2025 г.

Транспортная отрасль Казахстана за последние несколько лет не демонстрировала серьезных структурных изменений, сохраняя свою долю в ВВП на уровне средних значений чуть более 7% (2015-2018 гг.). По состоянию на конец 2018 г., согласно нашей оценке, доля отрасли составила 7,5% (7,4% в 2017 г.). Валовый выпуск услуг транспорта за январь-декабрь 2018 г. по предварительным данным составил Т7,240 млрд (+11,8% г/г или Т6,474 млрд. в 2017 г.). Прирост отрасли в реальном выражении составил 4,6% г/г против 4,8% г/г годом ранее. В структуре доходов отрасли от перевозки по видам транспорта на долю железнодорожного (ЖД) и трубопроводного транспорта в среднем приходится 81% (78,7% в 2018 г.) в 2007-2018 гг. Доля городского транспорта (автобусный, такси, троллейбусный, трамвайный) в структуре дохода за советующий период составила 3,8% (3,5% в 2018 г.). Среднее значение доли морского транспорта (речного внутреннего и морского) составляет 0,5% (0,2% в 2018 г.).

Изменения объемов грузоперевозок в Казахстане в 1991-2018 гг. были неравномерные. На начало периода наблюдения приходятся наиболее заметные объемы перевозок грузов, которые составляли 2 513,4 млн. тонн или 437,2 млрд. т/км с последующим сокращением объемов до 1 065,9 млн. тонн или 149,7 млрд. т/км в 1999 г. Объём перевозок грузов всеми видами транспорта в 2018 г. увеличился на 4,0% г/г и составил 4 130,6 млн. тонн грузов, багажа и грузобагажа (5,8% г/г в 2017 г.). Рост грузооборота в 2018 г. составил 5,7% г/г до 596,1 т/км (8,7% г/г в 2017 г.).

В части пассажирских перевозок основная нагрузка по видам транспорта в республике Казахстан приходится на автобусные перевозки. В периоде с 1998 г. по 2008 г. доля перевозок этим видом транспорта составляла в среднем 69% или 6 327 в среднем за период. Начиная с 2009 г. доля этого транспорта существенно возрастает с 74% (8 692 млн. чел.) до 82% (18 314 млн. чел.) в 2016 г. В 2017 г. наметилось сокращение доли автобусных перевозок и по состоянию на конец года доля пассажиров, перевезенных этим видом транспорта, составила 80% (18 237 млн. чел.), а в 2018 г. 72% (16 541 млн. чел.).

Динамика инвестиций в отрасль транспорта (без учета складирования) была крайне неравномерной. Так, с 2004-2009 гг. наблюдался положительный прирост в объемах инвестиций в отрасль с Т87 млрд. до Т571 млрд. в год. В 2010 г. инвестиции в основной капитал составили Т310 млрд. в 2013 г. достигли своего исторического максимума в Т964 млрд. В дальнейшем наблюдается сокращение объема инвестиций в отрасль до Т405 млрд в 2016. В 2017 г. инвестиции в основной капитал отрасли из всех источников финансирования составили Т492 млрд. в текущих ценах или 157 млрд. тенге в ценах 2003 г. Существенный приток инвестиций (64% в среднем за период) в периоде 2003-2017 гг. был направлен в сектор транспортировки по трубопроводу. Валовый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) показал, что в структуре всех иностранных инвестиций доля инвестиций в транспортную отрасль (за минусом складирования) в среднем в 2005-2018 гг. составляла порядка 1,4%.

С 2003 г. по 2018 г. основные средства (ОС) отрасли увеличились в 13,1 раза и по состоянию на начало 2018 г. и составили Т7,042 млрд. ОС отрасли с поправкой на инфляцию (2003=100) увеличились в 4,2 раза и составили Т2 248 млрд. В структуре основных средств отрасли транспорта существенная доля в 60% (в среднем за 2008-2017 гг.) приходится на основные средства (ОС) транспортирования по трубопроводу. Доля автомобильного и городского электрического транспорта в структуре ОС отрасли с 2004-2017 гг. в среднем составляла 7%. Доля ОС воздушного транспорта в структуре отрасли в среднем составляла порядка 4,1% за анализируемый период.

По состоянию на конец 2017 г. амортизация ОС отрасли транспорта и складирования составила 24,2%. Уровень амортизации ОС по отрасли с 2003 г. по 2010 г. был выше и в среднем составлял 30%, с 2011 г. по 2017 г. этот показатель в среднем составил 25%. Такая тенденция характерна для всех видов транспорта. Оценка эффективности использования основных средств отрасли транспорта (валовый выпуск услуг транспорта к ОС по первоначальной стоимости) показала, что фондоотдача с 2006 г. непрерывно убывала с 1,21 до 1,10 тенге в 2008 г. С 2009-2012 гг. наблюдается сокращение показателя фондоотдачи с 0,97 до 0,71 тенге. В 2015 г. 1 тенге основных средств отрасли транспорта создавал всего лишь 0,62 тенге валового выпуска в ценах 2006 г. Наблюдаемое убывание показателя фондоотдачи показывает, что в отрасли происходит накопление капитала, использование которого происходит неэффективно, что подтверждает динамика роста валового выпуска отрасли транспорта (в текущих ценах 13,4% и в ценах 2006 г. 7,4%), уступающая темпам роста накопления капитала в отрасли (в текущих ценах 20,7% и в ценах 2006 г. 15%).

Накопленная инфляция цен (2005=100) в отрасли транспорта составила 445%, в то время как показатель инфляции потребительских цен составил 287%, а ИЦ производителей промышленной продукции 318%. Другими секторами, демонстрирующими существенную накопленную инфляцию, является индекс цен приобретения продукции производственно-технического назначения 333% и индекс цен производителей продукции сельского хозяйства 303%. Основными причинами наблюдаемого уровня инфляции цен в отрасли является высокая ее монополизация, технологически и физически устаревшая техника, а также высокие операционные расходы, связанные с инфраструктурой и обслуживанием старой техники. Кроме того, техническое обслуживание устаревающего железнодорожного парка с использованием неоригинальных запчастей, делает обслуживание транспортной техники ненадежным и непродолжительным по времени в пост-ремонтной эксплуатации и увеличивает операционные расходы компании, которые отражаются в росте тарифов.

Трудовые ресурсы, занятые в отрасли транспорта и складирования, в 2006-2018 гг. увеличились с 437,4 тыс. человек до 624,7 тыс. человек. Пополнение отрасли трудовыми ресурсами в рассматриваемом периоде происходило со среднегодовым темпом в 3,1%. Доля занятых в отрасли транспорта и складирования увеличилась с 5,9% в 2006 г. до 7,2% в 2018 г.

Структура занятого населения в отрасли в 2006 г. на 74,5% была представлена наемными работниками. Начиная с 2011 г., наблюдается сокращение доли наемных работников с 72,8% до 67,5% в 2018 г. В 2018 г. количество занятого населения в отрасли транспорта и складирования составило 625 тыс. человек. Статистика отрасли также имеет информацию о списочной численности работников, т.е. численность лиц, принятых по трудовому договору, которая меньше общей численности трудовых ресурсов отрасли в среднем на 62,4%. В среднем заработная плата на одного работника в отрасли транспорта и складирования на 29% была выше среднемесячной номинальной заработной платы в целом по экономике. Сложившийся размер среднемесячной заработной платы на одного работника в отрасли транспорта и складирования в 2018 г. (4 квартал) на уровне 223,7 тыс. тенге был соизмерим с размером номинальной заработной платы в отрасли строительства (227,5 тыс. тенге) и промышленности в целом (255,5 тыс. тенге).

Проведенный двухфакторный анализ показал, что положительный вклад в рост отрасли транспорта оказывает наращивание капитала отрасли при этом коэффициент эластичности этого фактора составил в первой модели 0,65 и во второй 0,59. Получается, что увеличение ОС на 1 п.п. рост валового объема выпуска в отрасли составит 0,65 п.п. С учетом того, что фактор труда в этих моделях имеет отрицательную эластичность на уровне (-0,70) при уровне надежности модели в 90%, то становится очевидным, что отрасль фактически растет за счет количественного наращивания капитала. Принимая во внимание, что структура доходов отрасли в республике более чем на 70% формируется за счет таких капиталоемких подотраслей транспорта, как железнодорожный транспорт (перевозки грузов) и транспортировка грузов по трубопроводу (газ и нефть), то становится очевидным, что капитал этих подотраслей будет и в дальнейшем определять выпуск отрасли и его фондоотдачу.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Асан Курманбеков
Макроэкономика
Дмитрий Шейкин
Макроэкономика
Станислав Чуев
Директор Департамента
Жансая Кантаева
Долговые инструменты
Алтынай Ибраимова
Долевые инструменты
Заявка на открытие брокерского счета
Откликнуться
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
EngҚазРус