Ваш Партнер
на рынке капитала!

Госбюджет Казахстана в 1П2019 года

Скачать

Ситуация с государственным бюджетом в 1 полугодии 2019 года отражает положительное изменение динамики основных показателей – двузначный рост инвестиций, хороший рост оборота торговли, низкий и сокращающийся уровень безработицы при относительно устойчивом росте экономики выше 4% с 2017 года. Нельзя не упомянуть о состоявшихся в первой половине года внеочередных выборах президента, вполне логично, что такое событие сопровождается масштабным расширением государственных расходов, в особенности, ориентированных на повышение благосостояния населения, что стимулирует внутреннее потребление. Общий размер дополнительного пакета мер экономического стимулирования на три года превышает Т2,3 трлн или почти 4% от ВВП 2018 года.

В результате, меры социальной поддержки, в частности - сокращение ИПН для людей с низкими зарплатами, привело к небольшому снижению темпов поступлений по данному налогу в начале текущего года, которое выправилось во втором квартале, тогда как поступления по налогам от корпоративного сектора заметно повысились, а общий сбор налогов происходил в рамках общеэкономической положительной динамики. Отметим, что ослабление нацвалюты также играло позитивную роль для госфинансов при высокой доле доходов от внешних операций и пока еще невысокой доли внешних обязательств.

Наше мнение
Экономика Казахстана демонстрирует завидную устойчивость на фоне замедления деловой активности в ведущих экономиках мира. Рост экономики ускорился во втором квартале до 4,4% г/г с 3,8% г/г в первом квартале, получая подпитку за счет мощного фискального стимула и быстрого повышения инвестиций второй год подряд, что в конечном итоге выражается в двузначных темпах роста налоговых поступлений. Дефицит госбюджета в первом полугодии 2019 года был несколько выше аналогичного периода прошлого года, однако учитывая расширение затратной части примерно на Т2 трлн в текущем году, ситуация с бюджетом развивается в контролируемых пределах. Ненефтяные доходы в первом полугодии впервые за последние три года немного обогнали поступления нефтяных доходов (14% г/г против 13% г/г) и, кроме того, были выше своих предыдущих значений, что подтверждает тезис об улучшении состояния экономики. Тем не менее, доля нефтяных доходов пока не изменилась и соответствует 35% от совокупных доходов бюджета. На волне увеличения бюджетных расходов на антикризисные и имиджевые проекты, расходы госбюджета на обслуживание долга растут опережающими темпами, демонстрируя троекратный рост за последние пять лет (в 1,8 раз быстрее остальных расходов госбюджета), чему поспособствовала опора на внешние валютные займы и непрерывное ослабление тенге со второго квартала 2018 года. Попытки снизить ненефтяной дефицит пока ни к чему не привели, в текущем году его размер, по нашей оценке, может вновь увеличиться до 8,4% от ВВП с 7,4% в 2018 году. Проблема видится в том, что государство пытаясь повысить роль несырьевого сектора увеличивает госрасходы на эти цели без должного внимания к эффективности данных трат, как следствие, структура экономики не меняется, и соответственно бюджет остается глубоко несбалансированным, что вызывает значительные расходы средств Национального фонда.

Подписаться на Исследования
Будьте в курсе актуальных новостей и событий рынков, предлагаем Вам подписаться на информационную рассылку.
Подписаться
Команда
Асан Курманбеков
Макроэкономика
Дмитрий Шейкин
Макроэкономика
Станислав Чуев
Директор Департамента
Жансая Кантаева
Долговые инструменты
Алтынай Ибраимова
Долевые инструменты
Заявка на открытие брокерского счета
Откликнуться
Заявка на покупку паев
Брокерский счет в Halyk Finance
EngҚазРус